Главная     История     Персоны     Фотолетопись     Публикации     Новости     Музей     Гостевая книга     Контакты

Персоны

Ученики. Годы учёбы
1856-1918     1918-1937     1937-1944     1944-2009    
Педагоги. Годы работы
1856-1918     1918-1937    
1937-1944     1944-2006    



Периоды:





11.5.2024
На сайте размещена биографическая страничка лесовода Александра Федоровича Линдеса, учившегося в Реальном училище К.Мая в 1895-1899 гг.
27.4.2024
На сайте размещена биографическая страничка пианистки, педагога Галины Дмитриевны Павловой-Сильванской, учившейся в нашей школе в 1929-1937 гг.
23.4.2024
Дорогие друзья и коллеги! В сборнике материалов конференции "Право на имя. 2023 г." опубликована статья о бывшем ученике гимназии К.Мая архитекторе А.А.Бруни: М.Т. Валиев. Академик архитектуры Александр Александрович Бруни (1860-1911) // Право на имя. Биографика 20 века. СПб.: Фонд Иофе, 2024. C. 3-13.
15.4.2024
На сайте размещена неординарная биографическая страничка Александра Николаевича Муратова, учившегося в гимназии К.Мая в 1901-1902 гг.




Герке Александр-Вильгельм-Юлий Августович, фон


24.09.1878 -  1954 
педагог 
учитель истории

преподавал историю в гимназии К.Мая 
в 1905 - 1920 г.г. 
.

Александр Августович Герке родился в Санкт-Петербурге 24 сентября 1878 года в лютеранской дворянской семье тайного советника, сенатора Августа Герке. Род Герке происходил из Чехии, отец Александра был известным адвокатом, выступавшим в ряде громких политических процессов. В 1896 г. после окончания с золотой медалью курса 3-ей С.-Петербургской гимназии поступил в третий класс Императорского училища правоведения (выпуск 1899 г.). Продолжил обучение на историко-филологическом факультете С.- Петербургского университета и после завершения курса наук в 1904 г. был оставлен на кафедре для приготовления к профессорскому званию по кафедре русской истории. Однако, из-за участия в студенческих волнениях был лишен стипендии. В 1905 г. поступил на место преподавателя истории в школу К. Мая. Кроме этого, преподавал историю в 1904- 1905 гг. - в Екатерининском училище, в 1906-1912 гг. - в гимназии Ю. С. Ивановой. В гимназии К.И. Мая служил до 1920 г. В 1920-1922 гг. работал в Ольгинской трудовой школе в .Лахте, в 1922-1930 гг.- в 190-й трудовой школе, куда был назначен директором, в 1930-1934 гг. - заведовал учебной частью рабфака Автодорожного института.

Приведём небольшой отрывок, посвященный А.А. Герке, из книги Н.В. Благово «Школа на Васильевском острове»: «… Открывая дебаты, А.А. Герке сказал, что, по его мнению, религиозно-нравственное воспитание должно быть понимаемо не только в догматическом смысле, но и, в не меньшей степени, — в этическом, религиозное чувство нужно постоянно развивать, опираясь, прежде всего, на семью. М.П. Чернышёв оппонировал докладчику и не считал, что уроки Закона Божьего должны занимать первое место в школе по затратам времени и уж тем более недопустимо как-то пытаться воздействовать на родителей в вопросах религии. С.А. Порецкий подчеркнул, что в основу воспитания следует положить нравственное начало, Закон Божий надо рассматривать как предмет получения знаний, обсуждение религиозных вопросов с учащимися должно допускать полную свободу мнений. Он также обратил внимание присутствующих на тот факт, что учебники по этому предмету написаны тяжёлым языком, излишне обременяют память и потому трудны для восприятия. Ему вторил Н.М. Соколов, предлагавший улучшить наглядность преподавания, организовать кружки, проводить специальные беседы на религиозные темы и т.д. С точки зрения В.Н. Кораблёва, в школе издавна уделялось мало внимания религиозно-нравственному воспитанию, в то время как законоучитель и его предмет должны занимать первенствующее положение. Не соглашаясь с предшественником, А.Л. Липовский, резюмируя обсуждение, подчеркнул, что в школе всегда велась непрерывная работа по вопросам обучения и воспитания, при этом Закон Божий всегда являлся равноправным предметом обучения, задача которого — воспитание в детях сердечного отношения к Богу, веры в добро и стремления к добру. На следующем заседании, 25 февраля, рассматривался доклад А.А. Герке и М.Г. Горохова «О воспитании и обучении как задачах школы»; в нём авторы обосновывали обучение как основную задачу школы, отдавая определяющую роль воспитания семье. Однако большинство членов педсовета (лишь один против) придерживались иного взгляда и в принятом решении обучение и воспитание признаны равноценными и неразделимыми сторонами единого педагогического процесса. Кроме этого, были чётко сформулированы положения, определяющие то или другое понятие. По мнению педагогов школы К. Мая, обучение — это: «1. Ответы на умственные запросы ученика и развитие его мышления, понимания окружающего; 2. Сообщение систематических согласованных знаний; 3. Пробуждение самодеятельности в самостоятельном умственном труде; 4. Сообщение методов в работе; 5. Пробуждение потребности в научном мировоззрении». Воспитание же включает в себя: «1. Отыскание, пробуждение и укрепление всех духовных сил и способностей личности; 2. Развитие чувств: религиозного, нравственного, патриотического и эстетического; 3. Укрепление воли, выработка характера; 4. Использование общественной среды школы для развития у детей привычек к систематическому самостоятельному труду и труду в условиях общественности; 5. Воспитание личности самоопределяющейся, то есть постоянно заботящейся о самовоспитании, проверяющей свои идеалы, борющейся с внутренними противоречиями».

Стоит упомянуть и о прекрасных страницах воспоминаний Льва Успенского о гимназии К.Мая, в которых неоднократно и упоминается имя А.А. Герке. В 1914 г. в школьном ежегоднике была опубликована статья А.А. Герке «О применении наглядности в преподавании истории».
В 1907 г. Александр Августович сочетался браком с Маргаритой Михайловной Загарской (1879–1950), дочерью врача М.А. Загарского, который, в свою очередь, был женат на сестре известной революционерки С.Л. Перовской (1853—1881). Для Маргариты Михайловны это был второй брак. Вполне естественно, что дети А.А. Герке – родной сын, Алексей Александрович Герке (1907–1992), и приёмный сын, Александр Васильевич Фурсенко (1903-1975), учились в школе К. Мая. Александр Фурсенко поступил в шестой класс реального училища К. Мая накануне революции, осенью 1917 г., а по завершении среднего образования был принят на биологическое отделение физико-математического факультета Университета. Со временем стал одним из крупнейших учёных палеонтологов, доктором геолого-минералогических наук, профессором, а с 1950 г. членом-корреспондентом АН Белоруссии. Алексей Александрович Герке учился в школе К. Мая с 1915 по 1918 г., впоследствии стал известным микропалеонтологом. Более подробную информацию о сыновьях А.А. Герке можно прочитать на соответствующих страницах сайта.

Александр Августович ушел на пенсию по инвалидности в 1934 г. В том же году переехал в г. Грозный, где преподавал в школе, а с 1938 г. был приглашен на кафедру истории только что организованного Чечено-Ингушского педагогического института (Приказ наркома просвещения РСФСР за №359 от 5 марта 1938 года), где преподавал историю вплоть до окончания Отечественной войны. В 1945-1947 гг. читал также лекции и проводил консультации в Высшей партийной школе при Грозненском обкоме ВКП (б).

Летом 1947 г. Александр Августович вернулся в Ленинград. С 14 октября 1947 г. по ходатайству своего бывшего ученика по гимназии К.Мая В. С. Люблинского был зачислен временно в РНБ для приема и обработки новых поступлений. Работал с небольшими перерывами до конца сентября 1950 г. Первоначально его обязанности включали в себя инвентаризацию, расстановку, подбор многотомных изданий, проверку на дублетность. Постепенно освоил весь спектр библиотечных и библиографических работ.

29 сентября 1950 г. Александр Августович уволился из РНБ. Скончался 27 сентября 1954 г. Похоронен на Серафимовском кладбище в Петербурге.

Награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941-1945".

Источники:

ЦГИА СПб ф.355 оп.1 д.765
Н.Л. Пашенный. Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты. Издание Комитета Правоведской Кассы. Мадрид, 1967.
Н.В. Благово. Школа на Васильевском острове. СПб., 2005. Ч. 1.
В.К. Голубцов. Жизнь и научная деятельность А.В. Фурсенко, .5-47. В кн. В.К. Голубцов и др. Стратиграфические и палеонтологические исследования в Белоруссии. Минск, Наука и техника, 1978.
Лев Успенский. Записки старого петербуржца. Лениздат, 1970
Б.С. Виноградов Как начинался наш ВУЗ в городе Грозном. Вопросы Северокавказской истории. Сборник научных статей Вып. 6. Часть II. Под редакцией академика МАИ и АИП, профессора В.Б.Виноградова. Армавир – 2001
ОАД РНБ. Ф. 10/1; Ф. 10/2.
Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев


Дополнительные материалы:

Фотолетопись:
Поиск педагогов школы





12.05
День Рождения музея истории школы К.Мая
12.05
День рождения Владыки Михаила Мудьюгина
18.05
День рождения Майских жуков
09.06
День рождения выпускника нашей школы, дейст. чл. АН СССР Н.П.Горбунова



















2009-2020 ©
Разработка и сопровождение сайта
Яцеленко Алексей